ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
04.11.2010
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

Дружественные ресурсы:


Из-во "Эра"

WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

ПОЛИТИКА-ИСКУССТВО- КОММЕРЦИЯ

Гигантская пачки "Мальборо" лежит на полу выставочного зала. Из нее в беспорядке высыпались на пол сигареты. На пачке надпись "Хелмсборо. 20 биллей о правах" /посвящается Дж.Хелмсу, сенатору-реакционеру, который в последнее время вообще стал очень "популярен" среди художников-авангардистов/. На других сторонах пачки - весьма красноречивые высказывания самого сенатора и руководителей фирмы "Филипп Моррис" по поводу искусства, типа: "... В искусстве мы преследуем прежде всего свои собственные цели..." Рядом на стене висят два коллажа. Один имитирует работу Брака "Скрипка и трубка", другой - картину Пикассо "Человек в шляпе" - намек на недавнюю выставку этих двух художников, спонсором которой била "Филипп Моррис". А если присмотреться внимательней, то видно, что материалом для коллажей послужил отчет фирмы за 1988 год. В числе прочего в нем упоминается о стотысячной субсидии центру Дж.Холмса в Северной Каролине.
Так выглядела одна из последних инсталляций Ханса Хааке, выставленная в мае этого года
в нью-йоркской галерее Джона Вебера. Хааке - немец, сейчас живет в Нью-Йорке, взаимоотношения правительства и финансовых магнатов с искусством, связи политики-искусства-коммерции - в числе его излюбленных идей.
Другая работа Хааке - серия фотографий и текст - познакомила зрителей о историей его произведения "И все-таки вы победили" /1988/, посвященного жертвам фашизма в Австрии. Оно подверглось нападению неофашистов, было сильно испорчено.
Такое "политизированное" творчество - далеко не редкость. Примерно в том же духе работает чилийский художник Альфредо Хаар, живущий в Штатах. Его инсталляция экспонировалась в галерее Дианы Браун. В заде установлено шесть крупноформатных световых кессонов, на обратной их стороне нанесены контурные карты, намечен красным пунктиром морской путь из Италии в Нигерию. Итальянская химическая компания купила у землевладельца в Коко право хранить на его земле отходы и переправила туда около 18 их видов /включая радиоактивные/. В результате -
массовые отравления, заболевания и смерть местных жителей. Художник называет такого рода деятельность "современной формой работорговли".
На фотографиях - контейнеры с отходами, дети, играющие на свалках, призрачный корабль в тумане. Напротив каждого кессона - зеркало; зритель, по мере продвижения по выставке, видит в нем то себя самого, то фрагменты разных фотографий. Последний кессон - в отдельном небольшом зале, на нем - изображение того самого землевладельца. Из "злоумышленника" он превратился в жертву. Фрагменты фотографии отражаются в осколках разбитого зеркала.
Понятно, что "политизация" творчества не приносит художнику особых выгод, а иногда и просто небезопасна. И хотя Хаар живет в Нью-Йорке с 1962 года, это первая его персональная выставка здесь. Да и путь Ханса Хааке, разумеется, тоже не был усыпан розами: и его, несмотря на мировую известность, не очень-то любят выставлять верноподданные галеристы.

В.Боде

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта